Можно ли при аборте венчаться

Информация и поддержка в трудной ситуации

Портал очень нуждается в финансовой поддержке. Помогите нам помогать сохранять малышей!

Либо воспользуйтесь платёжным терминалом. Инструкция

Вы можете пополнить наш счет онлайн либо через КИВИ-терминал.

Вы можете пополнить наш счет онлайн, через банкомат наличными или купить предоплаченную карту, далее прислав номер карты на наш имейл: molitvoslovcom@yandex.ru

ТАИНСТВО БРАКА (ВЕНЧАНИЕ)


Таинство Брака – это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. Очень важно приступить к нему подготовленным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.


Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за целомудрие и сохраненное до брака девство. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. От согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди перед священником с последующим Причащением.
Венчание без веры приносит намного больше вреда, чем пользы. Если в церковном таинстве участвуют фактически неверующие люди — это не что иное, как профанация таинства. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то никакой гарантией от развода церковный брак в таком случае быть не может.


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
Самое первое условие - венчающиеся обязательно должны быть крещены в Православии и между ними не допускается родство, включая троюродное. И, конечно, новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе.


Во время гражданской регистрации брака обручение кольцами, заимствованное в советское время из церкви, необходимо пропустить. Первым обручить новобрачных кольцами должен священник, а не работник ЗАГСа. Как минимум, это признак культуры по отношению к Церкви.


При этом Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Также нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.


Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.


Кроме того, венчание не совершается:
• В течение всех четырех многодневных постов;
• Во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом;
• На Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;
• От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
• По вторникам, четвергам (накануне среды и пятницы), ибо предстоящая ночь — постная, и субботам в течение всего года, ибо эта ночь на воскресенье посвящена Богу;
• По той же причине не совершается венчание накануне самых главных церковных праздников;
• 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
• Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои).
При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.


Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься, соблюдая перед этим пост в течение, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству венчания с чистой совестью перед Богом. Невоцерковленным людям лучше это сделать заранее.
В былые годы родители молодых перед их венчанием благословляли своих детей святыми иконами. Будущего мужа - иконой Христа Спасителя, жену - иконой Богородицы. Родители крестят этими иконами своих детей и дают поцеловать им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак.


О дне и времени венчания необходимо заблаговременно (как минимум за неделю) договориться в храме. А в день счастливого события нужно прийти в храм в назначенное время в одежде, соответствующей нормам церковного приличия. Для обоих супругов обязательны нательные крестики.


Желательно наличие свидетелей - мужчины и женщины, крещенных в православии, они будут держать венцы над головами новобрачных. Для венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божьей Матери, а также кусок белого полотна или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся.


При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в Таинстве венчания, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день для венчания, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных церковных таинств.


Православная Церковь вносит некоторые требования к внешнему виду невесты:
• Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима, поскольку Вы будете прикладываться к иконам;

• Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Учтите, что длинную и пышную фату можно испортить, если она коснется горящих свечей.
• Женский брючный костюм недопустим;
• Плечи, спина и грудь должны быть закрыты. Если платье у Вас слишком откровенное, позаботьтесь о накидке;
• Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять в течение целого часа.

Телефон Доверия в Москве
8 (800) 200-05-07

Чтобы оформить развод в ЗАГСе, сегодня достаточно "не сойтись характерами" и оплатить госпошлину – свобода обойдется в 650 руб­лей. В венчанном союзе дело обстоит сложнее. В новом активно обсуждаемом проекте постановления "о церковном браке" прописаны одиннадцать поводов к расставанию. В их числе есть и новый – аборт по принуждению.

То, что сложно простить

"Идея прекращения брака в случае самовольного тайного аборта женщины сформулирована еще 15 лет назад в основах социальной концепции РПЦ, – рассказал председатель Комиссии по вопросам семьи СПб епархии протоиерей Александр Дягилев. – Церковь не отказывается от того, что аборт – это убийство". По его словам, говорить только о правах женщины здесь некорректно хотя бы потому, что кроме нее есть еще один человек, мнения которого никто не спрашивает, – ребенок. Отец Александр особо подчеркнул, что поскольку убийство – один из смертных грехов, Церковь может понять мужа, который не захочет жить с женщиной-убийцей. Однако в новый документ дописан особый аспект проблемы – принуждение жены к аборту.

"Муж надавил, женщина сдалась, избавилась от ребенка, затем раскаялась. Во всей полноте ответственность за этот тяжелейший грех на мужчине", – подчеркнул священник.

Подобную позицию занимает и Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга.

"Начнем с того, что истинно верующий человек, соблюдающий заповеди, никогда не пойдет на этот шаг, – сказал муфтий Соборной мечети Равиль Панчеев. – Пророк Мухаммад говорил о недопустимости убийств, равно как и развод является крайне нежелательным". По его словам, аборт может стать причиной для прекращения брака, но даже в случае развода бывшая супруга и дети остаются на попечении мужчины.

Более лояльную позицию занимают буддисты, однако тоже безоговорочно признают аборт убийством, последствия которого губительны для всей семьи и часто ведут к бесплодию – в этой или следующих жизнях.

"Согласно буддизму человек решает сам, оставлять ему ребенка или нет, у нас нет для этого особого документа, как и в случае с разводом, – рассказал настоятель дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев, – здесь есть свобода выбора". Он отметил, что все женщины, которых он отговорил от аборта, были ему бесконечно благодарны. "Женщина на грани аборта обуяна неведением, страхами, – считает Буда Бадмаев, – но впоследствии именно ребенок придает силы и полностью меняет жизнь к лучшему".

В последние годы духовенство обращает пристальное внимание на проблему абортов и распада семей. На прошлой неделе к предстоятелю Русской православной церкви Патриарху Кириллу обратились представители общественности с предложением отлучать от Церкви всех, кто продвигает в России идею абортов. Это, впрочем, не должно сильно расстроить тех активистов. Однако и без таких кардинальных мер в Петербурге наблюдается снижение количества абортов, чего нельзя сказать о расторжениях брака.

Если лодка идет ко дну

Рейтинг главных причин, из‑за которых даже духовные браки распадаются, такой же, как и светский список претензий. "На первом месте явные пороки – наркотики, алкоголь, насилие; на втором – измены, финансовые проблемы", – рассказал прото­иерей Александр Дягилев. Из Основ социальной концепции РПЦ следует, что Церковь может рассмотреть вопрос о разводе в случае отпадения одного из супругов от православия, медицински засвидетельствованных алкоголизма или наркомании супруга, посягательства супруга на жизнь партнера либо детей и другие.

Стоит помнить, что это не прямые поводы расторгать брак, а всего лишь причины, которые могут привести к распаду семьи и над разрешением которых следует трудиться обоим супругам. По словам протоиерея Александра Дягилева, Церковь может де-факто признать, что брак не состоялся, и дать людям вторую попытку в других семьях, однако подчеркивает, что венчанный союз – нерушимый и связь между супругами остается навсегда.

"Принцип состоит в том, что порой мы выбираем не между добром и злом, а между большим и меньшим злом, – подчеркнул он. – Мы с прискорбием даем разрешение на второй брак, но само таинство венчания все‑таки несмываемо".

Не убегать, а решать?

К слову, жениться-разводиться в ЗАГСе можно до бесконечности, Церковь возможности для такого брачного квеста не дает. Вступить в церковный брак можно только трижды. "Нельзя упасть в одном углу, а встать в другом. Как правило, меняются только люди перед нами, а отношения и основные проблемы за редким исключением остаются теми же из отношений в отношения", – напомнила семейный психотерапевт Анна Аликова.

При отсутствии неизлечимых пороков, угрозы жизни и прочих факторов, на которые невозможно закрыть глаза, специалист рекомендует все же сначала наладить отношения, и только из этой точки принимать решение – расходиться или сохранить семью.

Каждое первое воскресенье месяца в Казанском храме Новодевичьего монастыря совершается молебен перед иконой святых Вифлеемских младенцев. Участники молебна молятся о спасении зачатых детей и уже рожденных младенцев, о благополучном разрешении от бремени, о прощении греха аборта. В 2005 году был совершен крестный лёт вокруг Санкт-Петербурга с иконой Вифлеемских младенцев и частицами их мощей. Но вера без дел мертва, и Центр живет не только молитвенной жизнью. Во многих женских консультациях созданы кабинеты кризисной беременности, в которых сотрудники Центра беседуют с женщинами, идущими на аборт, и предлагают им любую помощь – если те согласятся сохранить беременность. На сайте www.lifecenter.spb.ru можно увидеть фотографии детей, к рождению которых причастны не только их родители, но и сотрудники Центра.

– Учитывая те знания, которые дает нам медицина, внутриутробные съемки, фиксирующие развитие ребенка, можно сказать, что большинство женщин, которые решились на аборт, вполне отдают себе отчет в том, на что идут. Но женщине об этом не хочется думать и говорить, ей хочется идти на поводу у так называемого общественного мнения. А общественное мнение таково: женщина сама должна сделать выбор, эмбрион – это часть ее тела. И женщина за такие слова, как за соломинку, хватается и, по сути, уходит от разрешения этой проблемы.

– И как же ваши сотрудники, которые работают в женских консультациях, строят беседу с такими женщинами?

– А где бы вы взяли эти двадцать четыре тысячи? У вас есть постоянные жертвователи?

– Да, есть люди и организации, которые более-менее постоянно перечисляют нам деньги. Есть люди, которые время от времени по пять, по десять тысяч жертвуют. Слава Богу, пока Господь нас поддерживает.

– Батюшка, может быть, вы приведете еще какой-нибудь пример того, как удалось убедить женщину сохранить ребенка?

– Отец Кирилл, а врачи как к вашей деятельности относятся? Они же, наверное, воспринимают аборт как что-то очень обыденное…

– А учителя в школах, куда вы приходите со своими программами?

– Батюшка, недавно я прочитала книжку греческого архимандрита Николаоса Аркаса, посвященную проблемам деторождения. Там говорится о том, что смертным грехом является не только аборт, но и предохранение в браке. А Вы как смотрите на эту проблему?

Есть еще ряд других средств, в частности – внутриматочная спираль. На фоне внутриматочной спирали происходит предохранение не от зачатия, а от беременности. Спираль вызывает отторжение эмбриона, препятствует его внедрению в стенку матки. Описаны даже случаи вынашивания беременности на фоне внутриматочной спирали. Мне сам Борис Николаевич Новиков, главный акушер-гинеколог города, рассказывал случай, как его вызвали на консультацию во время родов. Он сначала не мог понять, что он такое рукой нащупал. Оказалось, что у ребенка во время родов в костях головки была спираль. Он так и родился с этой спиралью, ее, слава Богу, потом вынули, ребенок живой остался.

– Много ли сейчас в церковной среде женщин, которые готовы всецело положиться на волю Божию, никак не предохраняться и родить столько детей, сколько Бог даст?

– Отец Кирилл, как Вам кажется, как в наше время можно вернуть женщине ее традиционное сознание, желание рожать детей, невзирая на круг остальных интересов?

И, конечно, необходимы законодательные меры. Во-первых, необходимо запрещение абортов – это то, что на поверхности лежит. Все крики о криминальных абортах не имеют под собой никакой почвы. Есть исследования по этому поводу, которые доказывают, что значительно частота криминальных абортов в этом случае не возрастет. И даже при возрастании их количества женская смертность не увеличится, а наоборот – уменьшится. Во-первых, потому, что одной из основных причин женской смертности являются сами по себе аборты, легальные. Во-вторых, нелегальные аборты будут делать те же самые гинекологи и пользоваться теми же самыми антибиотиками, которые сейчас доступны каждому. От нелегальных абортов была высокая смертность, когда не было антибиотиков.

– Неужели Вы думаете, что это действительно возможно – законодательно запретить аборты?


Что такое аборт? Это искусственное прерывание беременности. Как правило, женщина решает сделать аборт на начальном сроке беременности, то есть тогда, когда она узнает о ней и решает, что эта беременность желанной не является. Как церковь относится к аборту? Аборты разрешены церковью или нет? Первая мысль, которая возникает при таком вопросе, это то, что церковь относится к абортивному вмешательству в женский организм негативно. Так ли это и что же действительно церковь думает по этому поводу?

Аборт с точки зрения церкви

Церковь против абортов, и это факт. С давних времен данный социальный институт расценивает прерывание беременности как особо тяжкий грех. Аборт, мнение церкви о котором отрицательно, приравнивается религией (главным образом речь сейчас идет о православии) к убийству. Почему в православии считается именно так? Дело в том, что зачатие ребенка – это Божий дар, именно по этой причине любое посягательство на жизнь плода есть грех, сравнимый с убийством уже живущего на Земле человека.

При этом важно заметить, что отношение церкви к аборту одинаково для всех сроков протекания беременности. Святой Василий говорит о том, что церковь не делает различия между еще не сформировавшимся плодом и тем, который является полностью жизнеспособным, то есть находящемся на позднем сроке своего развития. Иоанн Златоуст высказывался в отношении делающих аборт женщин, говоря, что они ведут себя хуже, нежели убийцы.

Аборт и церковь являются едва ли совместимыми, поскольку церковь считает осуществление абортов символом морального падения человечества и угрозы его будущему существованию. Та свобода, которая на сегодняшний день имеется у женщины в плане принятия решения касательно собственной беременности, церковью никак не может расцениваться позитивно.

Церковь также считает, что аборты наносят неоценимый вред не только современному обществу, но и самой женщине, которая этот аборт совершает. Это неоценимый урон духовному и физическому женскому здоровью. Кроме того, церковь считает своей прямой обязанностью осуществление протекции уязвимых живых существ, кем и являются нерожденные дети. Благословение на осуществление абортивного вмешательства не может быть получено женщиной ни в коем случае.

В церковь после аборта


Прощает ли аборт церковь? Это на самом деле зависит от ситуации. В первую очередь, нужно отметить, что таких женщин впоследствии церковь не отвергает. Они должны совершить покаяние путем молитвы и участия в так называемых спасительных Таинствах. Если во время протекания беременности возникает серьезная угроза женскому здоровью и необходимо по медицинским показаниям такую беременность прервать, церковь показывает свое снисхождение в данной ситуации. Особенно велика вероятность получения снисхождения в том случае, если у этой женщины уже есть дети.

В любом случае женщина должна пойти на процедуру исповеди после совершения аборта. Борьба с абортами, которые совершаются по причине отсутствия у женщины финансов и социальной защиты, должна вестись более активно в нашем обществе, потому что это действительно можно назвать проблемой.

Кто несет ответственность за совершенный аборт по мнению церкви?

Кроме того, совершившим грех считается и доктор, который производил аборт. Церковь агитирует государство на то, чтобы доктора имело право отказаться совершать аборт по соображениями совести. Врач также должен нести полную ответственность за постановку женщине диагноза, который делает необходимым проведение аборта.

Отношение церкви к абортивной контрацепции

Противозачаточный эффект таких таблеток в основном базируется на нарушении процесса имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Такой механизм считается абортивным и церковью расценивается как грех.

Духовные последствия аборта

С чем сталкивается женщина после проведенного аборта по мнению церкви?


  1. Неконтролируемые вспышки гнева и агрессии. После осуществления аборта женская психика как правило становится очень неустойчивой и меняется в худшую сторону. Женщина порой не может себя контролировать;
  2. Аборт ведет женщину к появлению страха за собственное будущее, особенно касательно деторождения;
  3. После аборта женщина не может полноценно доверять мужчине, а он, в свою очередь, теряет к ней уважение как к представительнице прекрасного пола. Таким образом, между супругами может развиться так называемый скрытый конфликт. Почему так происходит? Когда мать способна на совершение убийства по отношению к собственному ребенку, психически здоровый мужчина в глубине души не может понять этого;
  4. У женщины сильно падает самооценка. Женское начало является неоспоримым и предназначение женщины – это, в первую очередь, нести и продолжать жизнь на Земле. Когда происходит наоборот, стоит ли говорить о последствиях?
  5. Так называемый ранний аборт способен полностью искоренить в женщине чувство материнства. В будущем, если женщине удастся забеременеть и родить ребенка, ее отношение к нему можно будет расценивать как халатное;
  6. Когда женщина сообщает мужу об аборте и он соглашается на совершение такой процедуры, они теряют связь между друг другом. Супруги напоминают двух преступников, которые пошли на убийство своего собственного ребенка;
  7. Поскольку между матерью и плодом существует неразрывная соединяющая нить, при преждевременном извлечении из нее ребенка в ее теле и душе образуется пустота, которую нельзя ничем заполнить впоследствии.

Какие браки церковь категорически не признаёт?

Православная церковь категорически отказалась признавать однополые браки — вне зависимости от того, признаются ли они законодательством той или иной страны.

Кого не обвенчают?

Церковь запрещает венчать следующих лиц:

— уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти;

— находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства;

— находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно (братьям и сестрам, двоюродным братьям и сестрам, дядям и тетям с племянниками и племянницами, дедушкам и бабушкам с внуками и внучками своих родных братьев и сестер. — Прим. TUT.BY);

— состоящих в духовном родстве (крестным родителям с крестниками и крестным родителям с родителями крестников. — Прим. TUT.BY);

— состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин;

— не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством;

— признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством;

— осуществивших смену пола;

— удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми.

Также недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.

Отметим, что в этих правилах все же прописаны исключения. Например, союз между крестными отцом и матерью, браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства (например, троюродным братьям и сестрам. — Прим. TUT.BY), также как и венчание признанных недееспособными в связи с психическим расстройством могут быть совершены с благословения епархиального архиерея.

Церковь точно запрещает освящать брак с еретиками.

Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами.

Сколько раз можно венчаться?

Согласно документу, запрещено венчание тех, кто ранее состоял в трех браках. При этом учитываются браки как венчанные, так и невенчанные, но получившие государственную регистрацию, в которых желающий вступить в новый брак состоял после обряда крещения.

Можно ли венчаться до регистрации в ЗАГСе?

По правилам, венчаться в церкви можно только после государственной регистрации брака. Хотя некоторые (и даже в Беларуси) умудрились обходить этот запрет.

Теперь же официально прописаны исключения.

Можно ли расторгнуть церковный брак?

В списке поводов для расторжения церковного брака:

— отпадение одного из супругов от православия;

— прелюбодеяние одного из супругов и противоестественные пороки;

— вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;

— неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;

— заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;

— медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга при его отказе от лечения и исправления образа жизни;

— безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;

— злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);

— совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;

— надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;

— неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

Решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг, инициирующий развод.

Кроме того, епархиальный архиерей может признать недействительными браки, совершенные по ошибке (например, при незнании о наличии препятствий) или злоумышленно (в случае, если молодожены не сообщили священнику о наличии установленных церковным законодательством препятствий).

Касается ли это белорусских православных?

Белорусская православная церковь (БПЦ) — каноническое подразделение Русской православной церкви на территории Беларуси, имеющее статус экзархата. Так что да, принятые решения Архиерейского собора Русской Православной Церкви касаются и белорусских православных.

Есть еще одна сторона этого вопроса, которая почему-то не часто берется в расчет – ответственность отца ребенка. Коль скоро в зачатии участвуют две стороны, то логично было бы предположить, что и ответственность за беременность обоюдна. Однако и в антиабортных кампаниях, и даже на форумах, посвященных этой теме, нередко звучит лейтмотив: только женщина ответственна за свое положение. Именно она должна заботиться о своем здоровье и предохранении. Именно на нее ложится вся тяжесть принятого решения и его последствия, пишет Kleo.ru.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Проблема этического отношения к аборту возникла не на прошлой неделе. Не одобряет прерывания беременности клятва Гиппократа, однако Аристотель считал аборт допустимым. Широко практиковался аборт в Древнем Риме. С момента возникновения христианства аборт стал отождествляться с убийством человека. При этом был определен срок, начиная с которого эмбрион обретает бессмертную душу. У ранних христиан существовали половые градации: 40-й день для мальчиков и 80-й для девочек, позже эти различия нивелировались. Во многих европейских странах наказанием за аборт была смертная казнь, которая позже была заменена на каторжные работы. В России смертная казнь как мера наказания за аборт была введена в 1649 году и отменена век спустя.

В XIX веке в европейской медицине произошел поворот в воззрениях на критические ситуации "или мать, или ребенок", и во главу угла было поставлено спасение жизни матери. В США тогда же возникло общенациональное движение против абортов, а американские врачи доказали, что плод одушевлен с момента зачатия, а не с момента ощущения матерью его движений. Аборты были запрещены, кроме тех самых случаев спасения жизни женщины. Такое же отношение к искусственному прерыванию беременности было и в дореволюционной России.


Россия стала первым государством в мире, легализовавшим "аборт по просьбе", это было в 1920 году. Однако немногим позже советские органы здравоохранения создали так называемые "абортные комиссии", которые выдавали разрешения на аборт. Не получившие такого согласия женщины были вынуждены делать операцию за деньги.

В 1936 году аборты в СССР были запрещены вовсе. В первый год запрета от искусственного прерывания беременности умерли 909 женщин (в два раза больше, чем раньше), а в 1940 году в десять раз больше – 4000. К легализации этой операции вернулись только в 1955 году. Много лет после этого СССР занимал одно из первых мест в мире по уровню абортов.

В 1987 году было разрешено прерывание беременности на сроке до 28 недель по социальным показаниям. В 1996 году предельный срок прерывания беременности был снижен до 22 недель, перечень социальных показаний намного расширен. На сегодня в России искусственное прерывание беременности без веских социальных или медицинских показаний допустимо до 12 недель – это тот срок, когда у эмбриона еще не сформировалась нервная система.

С конца 80-х количество прерванных беременностей в нашей стране с каждым годом сокращается. По данным, которые приводит Владимир Познер, в России в 2015-м году было сделано 848 тысяч абортов. Это в 4,7 раза меньше, чем в 1988 году. Причем только 10% таких операций проводились в частных клиниках. Остальные – в государственных медицинских учреждениях. Поэтому предложение вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования и вызвало такой резонанс. Кстати, ни администрация президента, ни Министерство здравоохранения эту инициативу не поддержали.

ЧЬЕ СЛОВО ПОСЛЕДНЕЕ?

В одном-единственном случае аргументов "против" не найдут самые ярые противники абортов: беременность после изнасилования. Учитывая то, как много травм и историй насилия выявил флешмоб в соцсетях #янебоюсьсказать, в России это не самый редкий случай. Однако на форумах иногда встречаются совершенно потрясающие заявления: дескать, можно сразу прийти в больницу и получить те самые таблетки "после". Наверное, они просто не в курсе, что это такое же прерывание беременности. А рассуждать на предмет того, через сколько часов женщина в такой стрессовой ситуации должна обратиться в больницу – некорректно.

Кроме этого, существует множество иных факторов, предусмотреть которые просто невозможно. Это касается возможных патологий, выявленных у плода, болезни матери во время беременности, плохой наследственности и других причин, по которым ставится под сомнение рождение здорового ребенка. Кто должен брать на себя ответственность за решение в подобном случае? Врач? Родители ребенка?

Наверное, большинству женщин, перед которыми однажды вставал этот вопрос, знакома фраза "решать тебе". Наверное, большинство женщин действительно решали это сами. Наверное, некоторым знакома ситуация, когда единственной помощью мужчины в этом вопросе были деньги на аборт. Может быть, у кого-то было и так, что и о деньгах речь не шла…

ВИКТОРИЯ КОЛЕСНИК, ДОКТОР АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГ: Запрет или разрешение абортов – это не решение какого-то конкретного вопроса, скорее способ обратить внимание на целый комплекс проблем. За этим стоит и отсутствие необходимых знаний о собственном теле как у мужчин, так и у женщин, относительно высокая стоимость и недоступность многих контрацептивов, отсутствие социально-экономической поддержки со стороны государства беременной, а потом и матери с ребенком, к тому же, не стоит отбрасывать негативный настрой со стороны общества, в котором потом придется жить молодой матери.


Вот все эти вопросы и многие другие в результате приводят к тому, что женщина хочет сделать аборт, а врач выбирает: либо это будет стационар и квалифицированная помощь, либо она сама решит этот вопрос и тогда уже никто не несет ответственность за ее жизнь и здоровье, как , впрочем, никто и не готов нести ответственность за дальнейшую судьбу нежелательного ребенка, ни отец, ни мать, ни социальные и религиозные институты.

Главная проблема, с которой сталкивается женщина после аборта, – это все-таки не возможные негативные последствия для здоровья, а огромный стресс, который у многих остается, что бы ни говорили "бывалые", на всю жизнь. Если у женщины есть дети, она невольно размышляет о том, каким бы был ее неродившийся ребенок. Если нет – о том, что это расплата за содеянное.

Переживают после аборта и мужчины, особенно если женщина скрыла от них этот факт. Они воспринимают это как выражение недоверия и предательство партнерши, которая не захотела иметь от них ребенка и не поверила, что они этого тоже хотят.

КАК ЖИВУТ В СТРАНАХ, ГДЕ АБОРТЫ ЗАПРЕЩЕНЫ

Аборты полностью запрещены в ряде стран Латинской Америки (Чили, Уругвай, Доминикана, Сальвадор). В этих странах высокие показатели смертности при родах. При наличии средств женщины ездят "за абортом" в соседние страны. Когда денег мало – делают подпольные аборты. Запрет на аборты, кроме случаев спасения жизни женщины, пороков плода либо изнасилования, действует в большинстве арабских стран и некоторых государствах Юго-Восточной Азии, в Израиле, а из государств Европы – в Польше и Ирландии.

ЕЛЕНА РЫХАЛЬСКАЯ, ПСИХОТЕРАПЕВТ, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК: С точки зрения психологии, любой запрет аккумулирует желание его нарушить. С исторической точки зрения, запрещение абортов всегда влекло за собой повышение смертности мам и деток, которые зачастую из-за социального осуждения выбрасывались либо убивались самими же матерями, осознанно либо в состоянии аффекта. И насколько здоровым будет ребенок женщины, которая осознаёт, что пила всю беременность?

Перечислять аргументы можно сколько угодно, но право женщины на выбор – это самое важное по отношению к правам женской идентичности. Запрет имеет не столько ценностное значение, сколько физическое: он повлечёт за собой массу смертей как матерей, делающих подпольные аборты, так и младенцев, от которых инфантильные матери будут пытаться избавиться любым путём. Ошибка инициаторов законопроекта в том, что с психологической точки зрения сначала нужно менять ценности, а только затем ставить ограничения в моделях поведения. По-другому не сработает.

Читайте также: