Кормление новорожденного ребенка с зондом


Показания к кормлению недоношенных детей через зонд

Как правило, врачи принимают решение о способе кормления ребенка и необходимом ему объеме молока, исходя из срока рождения малыша, его массы тела и общего состояния. Кормление через зонд проводят у недоношенных детей, родившихся на сроке до 33-34 недели.

Такой вид кормления показан:

  • при глубокой и экстремальной незрелости, когда сосательный или глотательный рефлекс отсутствует;
  • при критических состояниях новорожденного после родов;
  • при аномальных патологиях носоглотки у малыша (заячья губа, волчья пасть и т.д.);
  • при низкой балльности по шкале Апгар.

Виды зондового кормления


Если зонд устанавливают для разового введения питания, такой вид кормления называют прерывистым. Обычно он применяется в первые сутки после рождения.

В случае, когда степень незрелости малыша высокая, зонд вводят на длительное время, молоко при этом поступает в желудок медленно. Такой вид кормления называется постоянным. Такая мера вскармливания позволяет маленькому организму адаптироваться к внеутробной жизни, исключить развитие тяжелых осложнений и даже предотвратить гибель малыша.

Техника кормления недоношенного ребенка через зонд

Кормление недоношенных младенцев через зонд требует навыков и соблюдения определенных правил. В первую очередь необходимо помнить о правилах асептики и антисептики, проще говоря, стерильности. Саму манипуляцию выполняет квалифицированный персонал: медицинская сестра или врач. Как правило, стерильный зонд может быть оставлен на 3 дня, затем он требует замены по необходимости.

Алгоритм кормления новорожденного через зонд сводится к следующему:

  • персонал моет руки, надевает перчатки;
  • младенцу проводят туалет лица;
  • высчитывают длину зонда от переносицы малыша до мечевидного отростка грудины;
  • стерильный зонд вводят через рот или нос (назофагальный зонд).

Итак, зонд введен. К нему подключается шприц с подогретым молоком или смесью до температуры 40°C. Количество питания рассчитывается предварительно согласно возрасту и массе тела новорожденного. Во избежание развития осложнений молоко вводится медленно, капельно. Во время кормления через зонд необходимо следить за состоянием ребенка.


1 день – 30ккал/кг;

2 день – 40 ккал/кг;

3 день – 50 ккал/кг;

4 день – 60 ккал/кг;

5 день – 70 ккал/кг;

6 день – 80 ккал/кг;

7 день – 90 ккал/кг.

На 10-14 день жизни энергетическая потребность младенца составляет 120-130 ккал/кг. в сутки.

Таким образом, для расчета суточной энергетической потребности малыша необходимо соответствующую калорийность умножить на массу ребенка, а для определения нужного количества пищи получившийся результат разделить на калорийность молока (70 ккал./100 мл. или 0,7 ккал/мл) либо соответствующей смеси.

Исходя из этого, ребенок с массой тела 2 кг. на 4 день жизни должен получить 171 мл. молока (2*60= 120 ккал. в сутки; 120/0,7= 171 мл. молока в сутки).

Постепенно (со второго месяца жизни для детей, родившихся с массой более 1,5 кг. и с третьего месяца жизни и позже для детей, родившихся с массой менее 1,5 кг.) калорийность рациона крохи уменьшается каждый месяц на 5 ккал/кг. до тех пор, пока калорийность рациона не сравняется с нормами для доношенных детей, а именно 115 ккал/кг. Таким образом, уже через несколько месяцев калорийность рациона малыша, появившегося на свет раньше срока, не отличается от калорийности рациона доношенного ребенка. Узнайте подробнее о развитии недоношенных по месяцам.


Когда состояние малыша стабилизируется и он адаптируется к новой среде обитания, метод кормления меняется на привычный, однако осуществляется этот процесс строго под наблюдением врача.

При смене метода кормления учитываются следующие факторы:

  • появление у ребенка сосательного и глотательного рефлекса;
  • прибавка массы тела;
  • стабилизация всех жизненных параметров малыша;
  • отсутствие таких симптомов, как срыгивание, вздутие живота и т.д.

Для определения сосательного и глотательного рефлекса малышу предлагается бутылочка. Если кормление прошло удачно, естественное вскармливание не противопоказано, но помните, что грудное вскармливание недоношенных детей имеет свои особенности.

Мамочкам, у которых родился недоношенный малыш, в первые месяцы его жизни следует набраться терпения и оставаться спокойной, так как стресс может уменьшить лактацию, что крайне нежелательно для младенца. Грудное молоко является лучшим средством для быстрого восстановления ребенка и его адаптации.

Алла Пасенко, педиатр-неонатолог, специально для Mirmam.pro



Когда малыш появляется на свет раньше срока, его органы и системы работают не в полную силу. По этой причине для реабилитации состояния нужно больше времени.

Если ребенок не может сосать грудь или бутылочку из-за отсутствия важных рефлексов, его кормят через зонд. Рассмотрим виды такого кормления, технику проведения, а также расскажем о том, как правильно рассчитать объем необходимого молока для малыша.

Показания и противопоказания

При принятии решения питания через зонд врачи руководствуются несколькими критериями:

  • неделя рождения (до 33-34 недели);
  • масса тела;
  • общее состояние.

Зондовое кормление показано в следующих случаях:


  1. глубокая и экстремальная незрелость, неспособность к сосанию и глотанию;
  2. плохое состояние ребенка;
  3. патологии носоглотки;
  4. низкий балл по шкале Апгар.

Среди противопоказаний следует отметить:

  • нестабильное кровообращение;
  • тяжелые инфекции;
  • заболевания легких.
к оглавлению ↑

Какие есть виды?

Существует два типа зондового кормления:

При высокой степени недоношенности малыша требуется долговременное кормление, молоко течет в желудок медленно. Этот вид называют постоянным. При помощи такого вскармливания организм быстрее адаптируется к жизни вне утробы, не возникнет тяжелых осложнений для малыша.

Алгоритм действий

Такой вид кормления предполагает наличие навыков и соблюдение определенных условий. Прежде всего, нужно помнить о стерильности. Манипуляции проводит медсестра или врач. Стерильный зонд можно оставить на 3 дня, затем его нужно заменить.

На данном этапе действия таковы:


  1. перед кормлением персонал должен вымыть руки и надеть перчатки;
  2. младенца умывают;
  3. рассчитывают длину зонда (от переносицы до мечевидного отростка грудины);
  4. ставят флакон с молоком в воду, подогретую до 40-45° (контролируют термометром), чтобы создать оптимальную температуру;
  5. укладывают ребенка на столик, приподняв голову, фиксируют положение валиком или пеленкой.
к оглавлению ↑

После подготовительного этапа придерживаются следующего алгоритма:

  1. На грудь ребенка кладут стерильную салфетку, чтобы предупредить контакт с нестерильным бельем ребенка.
  2. Вскрывают упаковку одноразового зонда.
  3. Еще раз делают замеры глубины введения зонда от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до мечевидного отростка.
  4. Присоединяют к зонду стерильный шприц и проверяют его проходимость, снимают шприц, закрывают заглушку зонда – это обеспечивает эффективность процедуры, а также является профилактикой метеоризма).
  5. Правой рукой берут зонд (расстояние 7-8 см от слепого конца).
  6. Смачивают его в молоке (влажный зонд вводится легче).
  7. Вставляют зонд через нос (нижний носовой ход) или в рот (средняя линия языка). Важно следить за состоянием ребенка: отсутствие одышки, цианоза.
  8. Открывают зондовую заглушку, присоединяют шприц и отсасывают содержимое желудка (мутноватая жидкость). Это делается для профилактики рвоты и срыгивания.
  9. Отсоединяют шприц от зонда, закрывают заглушку, выливают содержимое в лоток.
  10. Набирают в шприц молоко, присоединяют к зонду, медленно вводят молоко. Такая скорость нужна для предотвращения резкого усиления перистальтики желудка.

  11. Зажимают зонд двумя пальцами на расстоянии пару см, быстро его извлекают.
  12. После этого процедуру завершают: кладут ребенка на правый бок с приподнятой головой, использованные инструменты помещают в дезраствор, снимают перчатки, моют и сушат руки для обеспечения инфекционной безопасности.

При четком следовании рекомендациям зондирование не опасно для ребенка. Интервал между кормлениями составляет 3-4 ч.

Преимущества и недостатки

В последнее время для кормления недоношенных применяют полиэтиленовые зонды, очень узкие, что позволяет их вводить в рот и в носовые ходы. Резиновый зонд значительно уступает зонду из нового материала.

Однако вместе со всеми положительными сторонами имеются и отрицательные:

  • нет дыхания через нос;
  • можно повредить слизистую носа;
  • учащается образование пролежней.

По этим причинам введение зонда через нос менее физиологично.

При кормлении недоношенных следует использовать классические зонды из полиэтилена с закругленным, гладким концом, чтобы не повредить слизистые пищевода, носа, желудка.

Многих мам волнует вопрос: когда же можно будет сменить зондовое кормление на обычное. Врач вам расскажет, что при этом учитываются некоторые факторы:

  1. наличие глотательного и сосательного рефлекса;
  2. стабилизация всех жизненных функций ребенка;
  3. увеличение массы тела;
  4. отсутствие вздутия живота, срыгиваний и др.
к оглавлению ↑

Расчет необходимого объема молока

Чтобы рассчитать суточную энергетическую потребность малыша, нужно калорийность умножить на массу ребенка. А чтобы определить нужное количество пищи, нужно этот результат разделить на калорийность молока или смеси. Со временем калорийность питания увеличится, пока не станет равной нормам детей, рожденным в срок.

Заключение

Медперсонал сделает все возможное для того, чтобы зондовое питание принесло как можно больше пользы. Следуйте всем рекомендациям квалифицированных специалистов – и малыш обязательно пойдет на поправку.


Когда питание недоношенного ребёнка естественным путём невозможно, используется специальный зонд. Через него вводится определённое количество питания. Как кормить детей, родившихся с маленьким весом или раньше срока, через зонд правильно и какую подобрать технику, читайте ниже.

Виды зондового кормления

Существует 4 вида катетерного кормления, которые отличаются местом расположения приспособления:

    назогастральный — трубка проводится через носовой ход;

  • гастральный — устанавливается через рот;
  • гастростома — проводится через искусственно созданные отверстия в теле;
  • эюностома — питание подаётся через тонкий кишечник.
  • Также различают прерывистый тип питания и постоянный. Первый подразумевает разовое введение пищи новорождённому через зонд, второй применяется на протяжении длительного времени, если степень незрелости новорождённого слишком высока.

    Показания и противопоказания к кормлению новорождённых детей через зонд

    Показаниями к проведению манипуляции является отсутствие глотательной и/или сосательной реакций. Противопоказаний манипуляция не имеет.

    Техника кормления недоношенного ребёнка через зонд

    Многое зависит от качества проведения процедуры. Она требует тщательного соблюдения санитарных и гигиенических правил. Обычно для кормления детей искусственным путём применяется назогастральная трубка.

    Сначала проводится количественный подсчёт молока или смеси, необходимых для кормления младенца конкретного возраста и веса. Смесь/молоко перед кормлением нагревают до температуры +40. +45°С. Когда подготовительные работы с питанием закончены, переходят к подготовке младенца.

    Малышу нужно сменить подгузник, перепеленать. Затем провести туалет носа. Малыша укладывают на спину, при помощи ватных жгутиков (не ушных палочек!) очищают носовые проходы, насколько это возможно, от присохших корочек.

    Жгутик предварительно смачивают в кипячёной воде, и вкручивающими движениями погружают в носовой вход, затем вытаскивают. Затем нос промывают изотоником (препараты на основе морской воды) или неразбавленным физраствором.

    Последующий этап подразумевает подготовку катетера. Руки тщательно моют с мылом, вытирают, обрабатывают спиртовым раствором и надевают перчатки. Далее берут зонд, предназначенный для одноразового пользования, и измерив промежуток от переносицы до мечевидного отростка ребёнка, ставят соответствующую отметку на катетере.
    Кладут его в стерильную ёмкость. Тем временем, набирают смесь/молоко в шприц. Взяв в левую руку зонд, открывают его, и подсоединяют правой рукой шприц. Заполнив приспособление жидкостью, закрывают его заглушкой. Конец катетера увлажняют в молоке.

    После подготовительного этапа переходят непосредственно к кормлению. Техника проведения кормления через зонд:

    1. Если малыш ведёт себя беспокойно, его нужно успокоить перед проведением процедуры.
    2. Взять трубку правой рукой на расстоянии 7-8 см от конца.
    3. Ввести катетер в носовой ход и осторожно углубить до отметки в ЖКТ.
    4. Открыть приспособление и зафиксировать на его конце шприц с остатками молочной смеси.
    5. Осторожно, медленно ввести еду ребёнку в желудок.
    6. Отсоединить шприц, закрыть зонд.
    7. В другой шприц набрать 2 мл тёплой кипячёной воды.
    8. Зафиксировать шприц к катетеру, ввести воду.
    9. Шприц отсоединить, приспособление закрыть, и зафиксировать на щёчке малыша до следующего приёма пищи, при помощи пластыря.
    10. Малыша уложить на бок.

    Видео: техника проведения кормления новорождённого через зонд

    Существует несколько методик, позволяющих рассчитать количество пищи при искусственном кормлении. Для недоношенных детей применяют только калорийный метод.

    Возраст

    Формула расчёта 0–10 дней 10 кал × день жизни × массу тела 2 недели 110 кал × сутки жизни × массу тела 3 неделя 110–120 кал × сутки × массу тела 4 неделя 130–140 кал × сутки × массу тела

    Используя вышеприведённую таблицу просто провести подсчёты. К примеру, младенцу 3 дня и весит он 1,5 кг. Потреблять он должен 10 кал, используя формулу, получается:

    10 кал×3 (день жизни)×1,5 (масса тела) = 45 мл

    Со второго месяца недоношенным детям, рождённым с массой тела от 1500 г, калорийность снижают ежемесячно на 5 единиц до нормы, стандартной для доношенных детей (115 кал). Глубоко недоношенным малышам снижать калорийность питания начинают только после 3-месячного возраста. Интервал между приёмами пищи составляет 3-4 часа.

    Питание искусственным путём прекращают частично, как только у младенца появляется сосательный рефлекс. Трубку не снимают, а кормление пытаются осуществлять при помощи бутылочки, чтобы иметь возможность чётко рассчитать нормы еды.
    Следует быть готовым к тому, что на первых порах у малыша не хватит сил высосать необходимый объём из бутылочки. Недостающее количество вводят при помощи катетера. Постепенно, когда кроха разработает челюстные мышцы, его полностью переводят на кормление из бутылочки и начинают прикладывать к груди.

    Питание при помощи катетера — наиболее эффективный способ восполнить недостаток пищи у недоношенных детей с отсутствием сосательного рефлекса. При проведении такой процедуры главное — соблюдать гигиенические и санитарные нормы, а также выполнять все действия с особой аккуратностью.

    Цель: Кормление недоношенного или тяжелобольного ребенка, при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов

    Показания: Назначения врача

    Противопоказания: Стеноз пищевода, привратника

    Оснащение:

    - питательный зонд соответствующего размера (№4 – для новорожденных с массой тела менее 1000г – носовой, №6 – ротовой. При массе тела более 1000г - №6 – носовой и ротовой. При более 2500г - №6 – носовой, №10 - ротовой)

    - лейкопластырь, шприц, электроотсос

    - питание для ребенка (грудное молоко, смесь)

    Этапы:

    1. Подготовка к манипуляции:

    1.1 Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

    1.2 Перед началом процедуры выяснить показания к кормлению через зонд (отсутствие сосательного рефлекса, глотания и др.)

    1.3 Измерить зонд от кончика носа ребенка за ухо и до края грудины или от переносицы до пучка

    1.4 Иметь наготове электроотсос и шприц (для предотвращения аспирации)

    2. Выполнение манипуляции:

    2.1 Вставить зонд через нос или рот (направлять зонд свободно не вталкивая, следить нет ли одышки, цианоза, апноэ и т.д.)

    2.2 Определить положение зонда оттягиванием поршня шприца (эту процедуру повторять перед каждым кормлением)

    2.3 Закрепить зонд лейкопластырем к крылу носа или щеке

    2.4 Подсоединить шприц с питанием или капельно через линеомат или через шприц без поршня под силой тяжести в течении 8-10 минут

    2.5 Оставить зонд в желудке, хорошо закрепив его или удалить (в зависимости от назначения врача)

    3. Окончание манипуляции:

    3.1 После кормления поместить ребенка лежа на правый бок или с приподнятым головным концом (облегчает опорожнение желудка и уменьшает опасность аспирации)

    3.2 Извлеченный зонд поместить в дез. раствор

    Примечание: Нельзя вводить питание через шприц с усилением или давлением поршня, в связи с быстрым заполнением желудка, возможностью аэрофагии, рвоты.

    Техника отсасывания слизи и околоплодных вод из верхних дыхательных путей

    Цель: Освободить дыхательные пути от слизи и околоплодных вод

    Показания: Попадание околоплодных вод в дыхательные пути, аспирация. Асфиксия.

    Оснащение:

    - вода, мыло, полотенце

    - перчатки, стерильный лоток, стерильный катетер

    - р-р фурациллина 1:5000, марлевые салфетки

    - лоток для использованного материала

    - емкость с дез. раствором

    Этапы:

    1. Подготовка к манипуляции:

    1.1 Подготовить все необходимое для манипуляции, расположив на инструментальном столике.

    1.2 Вымыть руки, надеть перчатки, маску.

    2. Выполнение манипуляции:

    2.1 Распечатать упаковку с катетором (предварительно проверив герметичность упаковки и срок годности), или извлечь пинцетом катетор из емкости с дез. раствором (фурациллин 1:5000), индивидуальным для каждого ребенка.

    2.2 Присоединить катетор к отсасывающей соединительной трубке электроотсоса (резиновому баллону). Для этого пинцетом охватить марлевую салфетку и положить ее на пальцы левой руки; пинцетом извлечь катетор из упаковки и проверить его целостность; вводимый конец катетора вложить в руку на салфетку, другой его конец присоединить к электроотсосу (резиновому баллону).

    2.3 Переложить катетор с марлевой салфеткой в правую руку и взять его, как писчее перо, на расстояние 3-5 см от вводимого конца.

    2.4 Увлажнить катетор в р-ре фурациллина.

    2.5 Ввести катетор, осторожно продвигая его вперед с помощью вращательных движений в местах сопротивления.

    2.6. Произвести прерывистую аспирацию, включив электроотсос, или сжав баллон, в течении 5-15 сек в зависимости от возраста больного. Аспирация повторяется до полного удаления содержимого.

    2.7. Отключить электроотсос или разжать баллон и быстро удалить катетор.

    3. Окончание манипуляции:

    3.1 Использованный катетор, резиновый баллон, перчатки поместить в емкости с дез. раствором, обеззаразить сосуд-сборник, детали из пластмассы и резины, контактировавшие с отсасываемой жидкостью дезинфектантом.

    3.2 Вымыть и осушить руки.

    Техника проведения гигиенической ванны

    Цель: Обеспечить универсальную потребность ребенка быть чистым

    Показания: Для очищения кожи

    Противопоказания: Повышение t тела выше 38 градусов, гнойничковые заболевания кожи

    Оснащение:

    - ванночка, мыло детское, мягкая губка (рукавичка)

    - водяной термометр, вода (t - 36-37),

    - кувшин с теплой водой (t – 36-36,5) для ополаскивания ребенка,

    - простыня или полотенце для высушивания, чистая одежда для ребенка

    - для грудных детей 5% р-р перманганата калия или отвар трав череды, ромашки

    Примечание:

    1. Первую гигиеническую ванну новорожденному ребенку проводят после отпадения пуповинного остатка и эпителизации пупочной ранки (7-10 день жизни, это через 1-2 дня после выписки из родильного дома)

    - до 6 месяцев ребенка купают ежедневно

    - с 6 месяцев – через день

    - до 2 лет – 2 раза в неделю

    - с 2 лет – 1 раз в неделю

    - летом следует купать детей чаще

    2. температура воды:

    - для детей первого полугодия 36,5-37 градусов

    - старше 6 месяцев 36-36,5 градусов

    3. Продолжительность ванны:

    - для детей первого года 5-7 минут

    - на втором году жизни 8-10 минут

    - старше 2-х лет 10-20 минут

    4. Детей первого года жизни погружают в воду в пеленке

    5. Лицо водой из ванны не моют

    6. Детей первого полугодия купают в положении лежа, а старшего сидя

    7. Купать детей следует перед кормлением, лучше перед ночным сном

    8. Детей до 2-х месяцев купают в кипяченной воде

    Этапы:

    1. Подготовка к манипуляции:

    1.1 Вымыть ванночку теплой водой с мылом и ополоснуть ее горячей водой

    Примечание: если купание производить в детском учреждении, то

    - вымыть ванночку горячей водой с мылом и щеткой

    - обработать ванночку 1% р-ром лизафина

    - ополоснуть ванночку горячей водой

    1.2 Налить в ванну воду t 36,5-37 градусов (проверить термометром)

    2. Выполнение манипуляции:

    2.1 Завернуть ребенка в пеленку:

    - уложить ребенка себе на левую руку так, чтобы его голова лежала у Вас на средней трети предплечья, а кистью захватите левое плечо ребенка

    - поддержать правой рукой ножки ребенка, осторожно погрузить ребенка в воду

    2.2 Правой рукой мыть последовательно, постепенно снимая пеленку:

    - волосистую часть головы, по направлению спереди назад

    - туловище спереди и сзади

    Запомните! Особенно тщательно следует мыть естественные кожные складки.

    2.3 Облить ребенка чистой водой t 36-36,5 градусов из кувшина

    2.4 Завернуть ребенка в полотенце

    3. Окончание манипуляции:

    3.1 Обсушить кожу промокательными движениями

    3.2 Одеть ребенка в чистую одежду соответственно возрасту

    Техника обработки пупочной ранки

    Цель:Способствовать заживлению пупочной ранки и ее рубцеванию; профилактике инфицирования пупочной ранки.

    Показания:Отпадение пуповинного остатка, образование на его месте пупочной ранки.

    Противопоказания: Нет.

    Оснащение:

    - 3 % р-р перекись водорода, 95 % спирт

    - Перчатки стерильные, маска

    - 5% р-р перманганата калия

    - Лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала

    Возможные проблемы пациента:Беспокойство ребенка, кровоточивость ранки, серозные или гнойные выделения, гиперемия кожи вокруг ранки.

    Этапы:

    1. Подготовка к манипуляции:

    1.1 Объяснить маме смысл манипуляции.

    1.2 Вымыть тщательно руки, наденьте перчатки, маску

    1.3 Распеленать ребенка.

    2. Выполнение манипуляции:

    2.0 Осмотреть пупочную ранку.

    2.1 Раздвинуть большим и указательным пальцем края ранки ( до конца манипуляции руку не убираем)

    2.2 Обработать дно пупочной ранки стерильной палочкой, смоченной 3% р - ром перекиси водорода (или закапайте пипеткой 2-3 капли 3% р-ра перекиси водорода), опустить использованную палочку в лоток для использованного материала

    2.3 Просушить дно ранки сухой стерильной палочкой, опустить ее в лоток для использованного материала

    2.4 Обработать ранку 95 % этиловым спиртом, опустить палочку в лоток для использованного материала

    2.5 Обработать пупочную ранку 5% р-ром калия перманганата не касаясь кожи, опустить в лоток для использованного материала

    3. Окончание манипуляции:

    3.1 Снять перчатки, поместить их в дез. раствор

    3.2 Вымыть руки, осушить

    Примечание:

    1. Ранку обрабатывайте ежедневно до ее эпителизации.

    2. Строго соблюдайте правила асептики.

    3. При наличии изменений (кровоточивость, выделения из пупочной ранки) срочно сообщите врачу.

    Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

    Цель:обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.

    Показания:

    - невозможностьестественного кормления через рот;

    - отсутствие сосательного и глотательного рефлекса.

    Противопоказания:

    - крайне тяжелое состояние ребенка;

    - глубокая недоношенность с дыхательными растройствами, нарушением кровообращения, угнетением ЦНС.

    Оснащение:

    - отмеренное необходимое количество молока на одно кормление, подогретое до температуры 37 - 38◦С;

    - стерильный желудочный катетер (зонд);

    - пинцет в крафт – пакете;

    - стерильный шприц 20 мл;

    - лоток для оснащения;

    - лоток для использованного оснащения;

    - электроотсос или резиновая груша;

    - кислородная маска с системой обеспечения подачи кислорода;

    - стерильный материал (марлевые салфетки) в биксе или крафт – пакете;

    - емкость с дезраствором для обеззараживания поверхности и использованного оснащения.

    Обязательные условия:размер желудочного катетера зависит от массы тела ребенка:

    - масса менее 1000 г - №4 носовой или №6 ротовой;

    - масса 1000 - 2500г - №6 носовой и ротовой;

    - масса более 2500г - №6 носовой или №10ротовой.

    Недоношенному новорожденному ребенку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.

    Этапы Обоснование
    Подготовка к манипуляции
    1. Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения манипуляции Обеспечение права родителей на информацию
    2. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения манипуляции
    3. Надеть косынку, маску. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
    4. Уложить ребенка на бок с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика Предупреждение аспирации
    5. Провести санацию носовых ходов и полости рта Предупреждение аспирации
    Выполнение манипуляции
    1.Положить на грудь ребенку стерильную пеленку Предупреждение контакта катетера с нестерильным бельем ребенка
    2. Распечатать упаковку с катетером, предварительно проверив герметичность упаковки и срок годности катетера. Обеспечение инфекционной безопасности
    3.Измерить глубину введения катетера от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка. Сделать метку. Примечание: можно измерить глубину введения катетера следующим образом: от кончика носа за ухо и до верхнего края грудины Обеспечение введения катетера в желудок
    Этапы Обоснование
    4. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропустив через него воздух. Примечание: следить чтобы свободный конец катетера был постоянно зафиксирован рукой Обеспечение эффективности проведения манипуляции
    5. Удалить поршень из шприца. Поместить шприц в левую руку и пропустить присоединенный катетер между указательным и средним пальцами левой руки, расположив его слепыи концом вверех. Заполнить шприц на 1/3 объема грудным молоком Предупреждение истечения молока из катетера при дальнейшем его заполнении
    6. Взять слепой конец зонда в правую руку и, осторожно опуская его вниз, заполнить молоком (до появления первой капли молока из отверстия в области слепого конца зонда) Вытеснение воздуха из катетера предупреждает попадание воздуха в желудок малыша
    7. Вернуть зонд в левую руку в исходное положение. Примечание: во время заполнения зонда молоком следить, чтобы слепой конец зонда постоянно был поднят вверх Обеспечение эффективности выполнения манипуляции
    8. Зажать катетер зажимом на расстоянии 5 – 8 см со стороны шприца. Кольцо зажима поместить на большой палец левой руки. Исключение вытекания из катетера молока. Предупреждение соскальзывания катетера со шприца.
    Правой рукой взять зонд на расстоянии 7 – 8 см от слепого конца. Смочить его в молоке Влажный зонд легче ввести. Предупреждение травмирования слизистых оболочек
    9. Вставить зонд через нос по нижнему носовому ходу или рот по средней линии языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза и т.п.) Исключение попадания зонда в дыхательные пути
    10.Присоединить шприц к катетеру, проверить фиксацию и попытаться отсосать содержимое. Если при этом будет получено содержимое желудка, значит, катетер введен правильно. При отсутствии патологических примесейсодержимое желудка возвращают для сохранения электролитов и ферментов Контроль нахождения катетера в желудке


    Этапы Обоснование
    11. Добавить в шприц молоко. Приподняв шприц, снять зажим с катетера и медленно (регулируя высоту расположения шприца) ввести молоко в желудок младенца Медленное поступление молока предотвращает резкое усиление перистальтики желудка и появление рвоты
    12.При достижении молоком устья шприца, вновь наложить зажим на катетер. Примечание: если в результате проведенных мероприятий не было введено все отмеренное количество молока, вновь заполнить им шприц и ввести в желудок ребенку Предупреждение попадания воздуха в желудок
    13.Отсоединить шприц, перкрыть катетер и оставить его на 3 – 4 мин в желудке, чтобы успокоилась перистальтика и не произошло срыгивания вслед за извлечением катетера. Быстрым движением извлечь его через салфетку и бросить в лоток. Профилактика рвоты
    Завершение манипуляции
    1.Взять ребенка на руки и подержать в вертикальном положении пока не произойдет отрыжка воздухом Примечание: недоношенным детям, выхаживаемым в кувезе, а также травмированным вертикальное положение не придается Профилактика аэрофагии
    2.Положить ребенка на бок с приподнятым головным концом и верхней частью туловища Уменьшается вероятность аспирации. Облегчается опорожнение желудка
    3.Использованные катетер, шприц, пинцет обеззаразить в соответствующих емкостях с дезраствором Обеспечение инфекционной безопасности
    4. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

    Кормление ребенка с ложки

    Цель:обеспечить полноценное питание, при невозможности грудного вскармливания.

    Показания:

    - абсолютные и относительные противопоказания к кормлению грудью;

    - отсутствие сосательного рефлекса.

    Противопоказания:нет

    Оснащение:

    - хлопчатобумажные салфетки (разовые бумажные салфетки);

    - чайная ложка с неострыми краями;

    - блюда питания (грудное молоко, адаптированная молочная смесь)

    Техника безопасности:держать ребенка на руках с приподнятой головой.

    Этапы Обоснование
    Подготовка к манипуляции
    1.Выяснить у мамывкусовые особенности ребенка Обеспечение рационального питания с учетом индивидуальных особенностей ребенка
    2.Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
    3.Приготовить грудное молоко или смесь в необходимом количестве. Примечание: температура молока/смеси не должна превышать температуру тела Предупреждение недокорма или перекорма Обеспечение улучшения вкусовых ощущений
    Выполнение манипуляции
    1.Проверить температуру молока/смеси, капнув несколько капель на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава Теплая пища не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается, не вызывает ожогов слизистой оболочки
    2. Взять ребенка на руки. Прикрыть его грудь салфеткой Предупреждение аспирации пищи Предупреждение загрязнения одежды
    Этапы Обоснование
    3. Ложкой, наполненной на ½ пищей, коснуться нижней губы (ребенок открывает рефлекторно рот), затем прикоснуться ложкой к языку и влить молоко/смесь в рот. Извлечь пустую ложку Обеспечивается попадание пищи в ротовую полость
    4. Подождать, пока ребенок проглотит пищу, при необходимости вытирая салфеткой губы. Примечание: кормить медленно, следующую порцию молока вливают в рот только после того, как ребенок проглотит предыдущую Предупреждение загрязнения белья Предупреждение аспирации пищи
    Завершение манипуляции
    1.Осмотреть полость рта, убедиться, что молока во рту не осталось Предупреждение вторичной асфиксии
    2. Придать ребенку вертикальное положение для отрыгивания воздуха Профилактика аэрофагии
    3. Убрать салфетку, прикрывающую грудь и шею ребенка. Уложить ребенка в кроватку на бочок Обеспечение комфортного состояния
    4. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности


    Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Читайте также: